2 апреля - Всемирный день распространения информации
о проблеме аутизма
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
По некоторым данным в Беларуси живет около 10 тысяч детей с аутизмом. При этом в официальной статистике зафиксирован только каждый десятый случай. Причина в том, что многие родители не хотят афишировать диагноз, опасаясь неправильного восприятия ребенка в обществе, да и сама диагностика аутизма – процесс непростой и небыстрый.
Вопрос о природе аутизма до сих пор открыт. Версий множество, но самая актуальная на сегодня такова: есть определенная генетическая предрасположенность, которая запускается под воздействием ряда факторов: окружающей среды, сопутствующей патологии, интоксикации и так далее.
8 лет назад в Минске была создана Международная благотворительная организации "Дети. Аутизм. Родители". Цель ее работы: инклюзия (включение) людей с аутизмом в общество, помощь семьям, воспитывающим детей с аутизмом во всех регионах Беларуси.
Аутизм – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью – от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
В 2016 году День распространения информации о проблеме аутизма был посвящен теме "Аутизм и повестка дня на период до 2030 года: инклюзивность и нейроразнообразие".
Согласно взглядам сторонников нейроразнообразия, люди с аутизмом не больные, они по-другому устроены. Их мозг имеет другие скрытые механизмы, они по-другому думают.
Психологами опровергнут расхожий миф об асоциальности и аморальности людей с аутизмом. Психологические эксперименты показали, что носители этого синдрома не являются асоциальными, социопатическими людьми. Утилитарный характер мышления был свойственен многим людям с аутизмом, но он являлся следствием развития так называемой алекситимии неспособности воспринимать эмоции. Как объясняют ученые, данная черта психики характерна и для обычных людей. По мнению ученых, люди с аутизмом, наоборот, чаще проявляют эмпатию и ставят себя на место других людей и максимальным образом стараются не причинять им вреда и боли.
У таких детей может отсутствовать речь совсем, или же они могут часами повторять любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи. Часто они боятся и избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, тяжело находиться в местах большого скопления людей, резкие звуки и яркий свет вызываю! у них острую боль. Они родились в нашем мире, но они не приспособлены к нему. От страха перед внешним миром они могут кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, пугая окружающих своим поведением. Они ведут себя так не потому, что они невоспитанные. Пожалуйста, проявите терпимость, отнеситесь к ним с пониманием.
Самое главное в общении с аутятами - любовь. Не нужно бояться проявлять к детям - аутистам свои чувства - любовь и понимание не могут им помешать. Но нужно быть готовым к тому, что ребенок не всегда ответит гак, как хотелось бы. Нужно быть готовым к непредвиденным обстоятельствам и разнообразным трудностям. Детей с аутизмом не нужно жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие, но им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.
Семья, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом, часто попадает в социальную изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны окружающих. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризною, невоспитанного сорванца. Непонимание, недоброжелательность и даже отторжение окружающими увеличивают страх ребёнка и его родич елей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того тяжёлое душевное состояние семьи. Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка.
Призыв к каждому неравнодушному – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире!
Какими нас видят аутисты
Аутизм - название расстройства, которым страдают дети, нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей.
Аутизм - это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться.
Причина аутизма в генетических сбоях. У людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга. Как следствие их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.
Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они не были, аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.
Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность.
Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Органы чувств помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступают в мозг ребенка с аутизмом и накладываются друг на друга, но не скрепляются между собой и как только случается что-то неожиданное - рассыпаются.
Мы можем общаться с людьми благодаря тому, что способны понимать их чувства. Восприятие себя формируются на основе реакции других людей, и прежде всего, матери.
Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Его мозг получает лишь частичное изображение тех, кто к нему обращается. Например, он видит только рот и щеки, но не глаза.
В результате у него просто нет шанса научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые составляют важную часть нашего невербального общения.
Здоровые дети примерно к трехлетнему возрасту способны приписывать другому определенное настроение. Ребенок постепенно улавливает, что представления, желания окружающих отличаются от его собственных, так постепенно дети начинают общаться и взаимодействовать с другими.
Ребенку с диагнозом «аутизм» понимание эмоций дается с трудом. Даже когда у него высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятными.
Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонацию. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово-это только слово. Потому что мышление аутиста-это конкретное мышление.
Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций. Он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания.
Даже аутисты с высшим образованием постоянно чувствуют себя неуверенно и заучивают наизусть как надо вести себя в каждой конкретной ситуации.
Всегда насторожены, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам, и зрительным образам и наконец, понимать то, что мы говорим.
Аутисты демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции. Любовь, привязанность и теплые отношения нужны им так же как нам. Если не больше!
Аутизм - это развитие по-другому: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию.
У нас нет магического шара, чтобы увидеть, каким станет ребенок в будущем. Но у каждого можно добиться позитивных изменений.
Родители - лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха только одна - если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволяют ему общаться с миром.
Необходимо прилагать больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Принять, что они другие, но не хуже. Не пытаться превратить аутистов в плохую копию идеи о «норме». Аутисты- люди с такими же чувствами как и все остальные.
Аутистов надо принимать такими какие они есть. Мы должны пойти на встречу аутистам и дать каждому из них те ключи, которые ему нужны.
Узнать больше о проблеме аутизма и возможностях получения разносторонней помощи семьям, воспитывающих детей с таким диагнозом, можно на сайте ic-autism.by.
АУТИЗМ: СИГНАЛЫ ОПАСНОСТИ
Присутствие следующих признаков указывает на то, что ребенок находится в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы удостовериться в том, что он развивается нормально.
• Не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и более
• Не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоции посредством мимики в возрасте от 9 месяцев
• Отсутствие детского лепета в возрасте 12 месяцев
• Отсутствие обычных жестов, таких как указать пальцем, продемонстрировать, вытянуть руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев
• Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев
• Отсутствие осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев
• Отсутствие реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев
• Любая потеря речи (или лепета) либо социальных навыков в любом возрасте
Ребенок растёт и меняется каждый день. Родители должны следить за успехами в развитии ребенка и знать о типичных признаках, соответствующих этапам этого развития. Это поможет вовремя заметить сигналы опасности и как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.
АУТИЗМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРОЯВИТЬСЯ В ВОЗРАСТЕ 2-3,5 ЛЕТ.
Иногда родители и врачи замечают такие нарушения попозже, в 3-5 лет. У таких детищек нет нарушения речи и слуха. То есть, все, что нужно человеку для общения, развивается вполне нормально. Вот только потребности в общении (самого желания общаться), способности к взаимодействию с другими детьми у детей-аутистов нет, или они очень слабо выражены. Дети со слабым слухом или нарушением речью обычно стараются компенсировать свои недостатки жестами, мимикой. А при аутизме ребенок либо игнорирует попытки завязать с ним контакт, либо вообще избегает ситуаций, где ему приходится общаться.
Если контакт все-таки установлен, то он носит скорее формальный характер.
Диагностировать детский аутизм довольно трудно. Даже опытный специалист должен достаточно наблюдать за ребенком, прежде чем поставить такой диагноз.
Если все-таки такой диагноз Вашему малышу поставили, то Вы должны понимать, что аутизм не пройдет и его не вылечить. Но это не означает, что жизнь кончилась. Напротив, в Ваших силах помочь ребенку.
Что делать, если у Вашего ребенка аутизм?
Верить в свои силы и запастись терпением;
Обратиться к специалистам, которым Вы доверяете. Это могут быть психологи, психиатры, дефектологи, врачи;
Коррекционная работа должна быть особенно интенсивной на начальных этапах, поэтому не теряйте времени и начинайте занятия;
Коррекционная работа не должна ограничиваться только плановыми занятиями. Целый день Вы можете обучать, направлять своего ребенка;
Аутичным детям трудно приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому постарайтесь сделать их максимально одинаковыми дома и в детском саду.
И самое главное помните
«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ; ОН ЕЩЕ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЕ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ. ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ» (Ж.-Ж. Руссо)