Консультации учителя-дефектолога

Консультация с родителями и педагогами по запросу

Шерстнева А.В.

понедельник 8.30-8.50

среда 14.30-15.00

Стаценко Е.Е. четверг 14.00-15.00

Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу.

27.04.2021

        Если в  речи  дошкольника  имеются перестановки, пропуски  или  наращения  звуков и слогов, значит  структура  слов  воспроизводиться  неверно. До  3-х  лет  такое явление физиологически обусловлено, нормально.

Мы   нередко  слышим  от  малышей, только  начавших  говорить, примерно такие слова: мацицикл  (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт),и оправданно не беспокоимся о  состоянии  их  речи. Однако, если  ребенок  в  возрасте 4-5 лет  произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и   пр., то  это  является  сигналом стойкого  нарушения  слоговой структуры  слова  и  в  таком  случае  малышу   требуется  помощь   специалиста-логопеда.

      В системе  языка с  тремя  её  составляющими – фонетикой, лексикой  и  грамматикой  - слоговая  структура занимает ,на  наш взгляд, особое  место. С одной  стороны, это , несомненно, часть  произносительной  стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин  и  др.). Но с другой  стороны - существует связь  между структурными искажениями слов и их семантической  недостаточностью  у  дошкольников (на  это   указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова  и др.). Поэтому лексические  единицы ,а именно слова  с  малознакомым значением  чаще  подвергаются  изменениям  на  слоговом уровне.

       По  данным  некоторых  исследователей, существует  влияние формирования  слоговой  структуры  и  на  грамматический  строй  языка.

       Р.Е. Левина  отмечает,  что  возникновение  предложений  в  речи  ребенка  тесно  связано  со  слогообразованием.  По  мнению  Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим  строем   напрямую  зависит от ориентировки  ребенка   в   звуковой   системе   родного   языка. Улучшая  последнюю (и, в  частности, воспроизведение слоговой  структуры  слов),  мы  создаем  основу  для  усвоения   детьми  разнообразных грамматических    конструкций   и   грамматики  в  целом.

     Известен  и  тот  факт, что  отельные   слова   связываются  в предложения благодаря  грамматическим  средствам- окончаниях,  а  также  различным   предлогам  и  союзам.  Они  же, в свою  очередь,  нередко  образуют  в  речевом  потоке  слабые, безударные  слоги, звуковые  комбинации, содержащие  стечения  согласных  звуков (под  столом, в  стакане, со  скамейки, из-под  шкафа).

    Итак,  при  нормальном  речевом  развитии  и  в  условиях  его   патологии становление и функционирование всех  компонентов  языковой  системы-фонетики, лексики и грамматики- органически  связана  с  таким  понятием как  слоговая  структура.

   А.К.Маркова  указывает  на  связь овладения слоговым  составом с  мотивационной стороны  деятельности ребенка, уровнем  его  артикуляционных   возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она  же  подтверждает, что  вследствие  искажения  слогового состава  слова  затрудняется  общение  дошкольников, усвоение  ими  звукового  анализа, а затем  грамоты.

    Таким  образом, анализируя  литературные  источники, а также  собственный   опыт, приходим  к  выводу, что  неоправданно  связывать  вопросы  коррекции нарушений  слоговой  структуры  слов  только  с  проблемами формирования  произношения.

    По  мнению  Р.Е.Левиной, слоговая структура  является  генетически  более ранним  образованием, чем  фонематическая  функция  языка. Формирование «звукового  наполнения  слогового  контура   слова»  связано  с  ритмико-интонационными фонологическими  средствами  языка, непосредственно  возникающими  из   доречевых   компонентов  общения.

    Р.Е.Левина  считает,  что, несмотря  на  системные  связи  фонетики, лексики   и  грамматики,  каждый из  компонентов языковой  системы имеет свои  внутренние   закономерности. В  частности, воспроизведение  слоговой структуры  слова опирается  на  рядообразование.

     И.А.Сикорский  указывает  на   известную  самостоятельность  процесса усвоения слоговой   структуры  по  отношению  к  овладению   отдельными звуками.

     Следует  отводить  нарушению   слоговой  структуры  особое  место как  при  обследовании  детей  с  речевой  патологией, так и в процессе  коррекционного  воздействия.

     Стойкое  искажение слоговой структуры  слова у  дошкольника   старше четырехлетнего  возраста     является  симптомом  глубокого нарушения фонематического восприятия ,которое, в свою  очередь, неизбежно свидетельствуют  об общем недоразвитии речи у такого ребенка.

      Типичные  примеры искажения  слоговой  структуры детьми  пятилетнего возраста:

      регулировщик – анялотик, игулетик;

      сковородка     -  кавота, сякавота;

      стрекоза         -   коза, ситазя;

      табуретка       -   бутека, тубека;

      перекрёсток   -  пикёся, кипёсяк;

      виноград       -    биледат, вигана;

      дверь             -   дель, дей.

Наряду  с  сокращением  числа  слогов  ,их  перестановками, искажениями и замещениями , в каждом примере встречается нарушение  воспроизведения стечений согласных  звуков. Поэтому им  следует  отводить  ведущее место  в системе  коррекционных   упражнений.            

     Выводы  по  вопросам  коррекции нарушения  слоговой  структуры  слова:

  1. Работа учителя-дефектолога над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи  с  лексическим  и грамматическим значениями слова, а также в тесном взаимодействии с родителями.

    2. Нарушение слоговой  структуры неправомерно относить к дефектам  произношения, следует   отвести   этой   патологии особое  место  как  при обследовании дошкольника, так и в процессе  коррекции  речи.

     3. Оценка  нарушений  слоговой  структуры может  служить  ключом  к дифференциальной диагностике  различных   нарушений  речи.

     4. Нарушение  слоговой  структуры  является   одним  из  следствий  глубокого  недоразвития  фонематического  восприятия, что, в  свою  очередь, свидетельствует  о  наличии общего  недоразвития  речи.

    5. Самым  распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей  является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.

    6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением  его значения.

     7. Одно  из  важных  условий проведения  коррекционной работы-формирование слоговой  структуры  слов с опорой на  слуховую, зрительную и кинестетическую  функции.

 

Дидактические игры и упражнения  для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.

                                       Игры с мячом:              

                                «Слушай, хлопай»

Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: Мяч

Ход игры:

Ребёнок отбивает мячом ритм заданного  взрослым слова.

                                    «Передай дальше»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Мяч

Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.                               

                                    Игра « Телеграф»

Цель: Развивать  умение делить слова на слоги,

Материал: Палочки

Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

                                     Игра «  Сосчитай ,не ошибись»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым  слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

                                Игра «Что изменилось?»

Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: Картинки.

Ход игры: Ребёнок   называет и объясняет различие между словами.

Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

                             Игра «Найди самое длинное слово»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки

Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

                             Игра «Выбери   нужную цифру»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки, карточки с цифрами.

Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

Вариант усложнения -цифру ударного слога.                         

                           Игра «Конец слова за тобой»

Цель: Учить синтезировать слова из слогов.

Материал: Фишки

Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен  добавить одинаковый слог.

Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…

свернуть

Родителям о развитии речи ребенка

22.04.2016

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться  ГОВОРИТЬ.

     Некоторые  родители  считают, что до  того, как  их ребёнок произнесёт первые слова (а обычно это бывает в  возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку  он, дескать, всё равно ничего не понимает и ничему пока ещё научиться не может. Тем не  менее, « мало вразумительные звуки»-это уже формирование речи , и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе  отчётливо  видна функция речи - общение. Обучение ребёнка  речи  складывается  главным  образом  из того, как вы говорите с ребёнком и каким образом объясняете ему при помощи слов различные действия и проявления.

      Ребёнок знакомится с  вещами, которые  вы  ему  называете. И если вы хотите развивать его речь, то  вы и ваше окружение должны вербализировать, т.е. воплотить в слова, объяснить словами различные действия, которые он совершает.

     Формирование речевых навыков - большой труд для каждого ребёнка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.

             Нормы  речевого  развития

        Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

        Возраст от 2 до 5 месяцев  специалисты  называют периодом гуления. Если ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», « у-а-а», «агу», « аха», « авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

        В 2,5-3 месяца  у младенца  появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

       В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш  радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

     К 5 – 6 месяцев  нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите чётко и правильно. Это очень важно! Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

        Примерно  с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается  период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

      К  10 месяцам  малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

     К году в словаре малыша уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов «мама», «папа», «баба», «дай» и т.д.

       К 1.5-2 –м годам в речи крохи должны появиться предложения (Мама, дай сок. Мишка, сиди тут. Хочу пить чай). Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький, красный). Не огорчайтесь, если эти прилагательные будут звучать искажённо. Для данного возраста это возрастная особенность.

     К 3-м годам из речи ребёнка уходит физиологическое смягчение (до этого малыш все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (б, бь, п,пь, м, мь, т, ть и т.д), строит простые распространённые предложения (Папа купил мне новую грузовую машину). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок (пить чашки, копать лопатком). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стихи.

      К 4-м годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки, использует в речи сложноподчинённые предложения (Я возьму зонт, потому что на улице дождь). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

       Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил звук «Р». Очень часто желание родителей научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводит к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения. 

      К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки, почти не допускает в речи грамматических ошибок. Может связно рассказать о том ,что нарисовано на серии картинок или одной картинке.

        В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допуская в речи грубых грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи.

       Существует лишь общая возрастная тенденция, а индивидуальная выраженность у каждого малыша своя. Например, к году он говорит около десяти простых слов, а понимает в четыре-пять раз больше. У разных детей это могут быть совершенно разные слова.

          Что же можно порекомендовать, чтобы сделать помощь взрослого в развитии речи ребёнка более эффективной?

  1. Реакция в общении с малышом. Ребёнку будет охотнее «пробовать» звуки на вкус, если мама не оставляет без внимания его попытки. Подкрепляйте одобрением и улыбкой лепет ребёнка.
  2. Старайтесь очень важна ваша эмоциональная чаще разговаривать с ребёнком, озвучивать свои и его действия. Одевая малыша, называйте части тела и предметы одежды («На ножки наденем носочки»). Показывая игрушки называйте их, озвучивайте, как они «говорят»: « Вот кошечка, она скажет: « Мяу-мяу». Где кошечка?».
  3. Во время общения с ребёнком важно, чтобы он мог слышать и себя, и родителя, видеть мимику взрослого. Так малышу легче повторять звуки, произносимые взрослым. Отсюда становится понятным, почему включение телевизора или радио не может заменить ребёнку занятий с мамой или папой.

В период от года до трёх развитие речи непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации, поэтому уделяйте больше времени совместным играм и творческим занятиям с ребёнком сопровождая их комментариями. Например, если вы вместе что-то строите из кубиком, озвучивайте порядок действий, названия составных частей, сравнивайте их цвет, форму, размеры.

     После года читать ребёнку детские книги с короткими стихами (например, стихи А.Барто, В.Берестова). Ближе к трём годам детям могут понравятся русские народные сказки («Колобок», «Репка», короткие сказки В.Сутеева, стихи К.Чуковского («Мойдодыр», «Доктор Айболит»).      

      В период формирования речевых навыков дети легко воспроизводят дефекты речи близких (картавость, шепелявость, заикание). Исправить речь ребёнка впоследствии бывает довольно трудно, поэтому ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков своей речи или свести их к минимуму. Не следует также сюсюкать, искусственно коверкая свою речь под детский лепет.

     Трёхлетний малыш может выполнять простые инструкции взрослого, однако, инструкции общего характера вызывают затруднения. Чтобы облегчить задачу, сначала давайте инструкцию к каждому действию (например: «сначала засучи рукава», «открой кран», «возьми мыло»). Только после освоения ребёнком всей цепи действия можно переходить к общей инструкции («вымой руки»).

     До трёх летнего возраста желательно не допускать малыша к экрану, компьютеру, планшету. В таком возрасте содержание мультфильмов не воспринимается. Детям до 3-х лет вместо просмотра мультфильмов полезнее играть с реальными предметами, изучая их свойства. А при выборе мультфильмов для детей старше 3-х лет следует обращать внимание на старые, добрые, классические фильмы с простыми сюжетами, давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать наводящие вопросы и, конечно, ограничивать время просмотра.

Дошкольный возраст. Стимулируем навыки общения и речи:

  1. Читать ребёнку и беседовать о прочитанном.
  2. Посещать музей, парки, говорить об увиденном.
  3. Водить на детские спектакли, обсуждать героев, их поступки.
  4. Учить стихи. Они развивают память, чувство ритма, интонацию. Только не допускайте пересказывания стихов. Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы последовательность слов в предложении не была нарушена.
  5. Развивать мелкую моторику - стимулировать речевое развитие.

     Взаимосвязь тонкой пальцевой моторики и речевого развития известна уже давно. Помните, что развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

     В заключение хочется подчеркнуть: успешность развития речи во многом зависит от взрослого, который должен разговаривать с  малышом, объяснять и пояснять всё, что происходит на его глазах на улице и дома, всё, что достойно внимания и подражания.

     Следует помнить, что общение и  речь - великий дар, и малыш должен учиться пользоваться им  с самого раннего возраста.

Желаем Вам   успехов!

свернуть

Уроки Фонетики для взрослых

31.03.2016

Уважаемые родители!

Данная информация поможет вам и вашему ребенку преодолеть трудности в обучении грамоте и ускорить правильное формирование фонетико-фонематического восприятия.

развернуть

Урок 1.Фонетика.

Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался phone. От греческого слова и произошло название науки, которая изучает звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.

 Для обозначения звука в фонетике используется специальный значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действительное звучание речи.

 

Урок 2.Гласные и согласные.

     При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон - это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».

     Звуки языка могут состоять только из тона, голоса ( или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются согласными.

     Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать. Во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например на букву б (бэ).

Ошибки взрослых. Случается, что для еще не умеющего читать задание сформулировано некорректно. Ведь буква – письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками – развивать умение малыша различать   звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].

        

Урок 3. Звонкие и глухие согласные.

     Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума – глухим.

     Среди согласных существуют так называемые парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].

     Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.

      Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они   не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.

Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться   представление о различии звука и буквы.

 

Урок 4. Пары по твердости – мягкости.

Кроме пар по звонкости-глухости, согласные образуют пары по твердости-мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «’». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [ г’], для звука [ ф ] мягкой паройбудет звук [ ф’].

       Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч’] всегда мягкий , а звук [й] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [й] дополнительно не выгибается.)

       Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’] не имеют пар. Согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й] не имеют звонких пар. Они в любой позиции - даже в конце слова – звучат звонко и называются сонорными.

Ошибки взрослых. Иногда можно слышать ,как взрослый спрашивает у ребенка : «С какого звука начинается слово «герой» ? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [ г’], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обеспечить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, е, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.

 

Урок 5. Позиционные чередования

       Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке   говорилось, что звонкие парные согласные не могут стоять на конце слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [ п ]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове проявится звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.

       Возьмем другое слово – «кружок». В середине отчетливо слышится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму слова, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому – [ ш].

       В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.

 

Урок 6. Фонемы

       Главное назначение звуков - различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому     ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими «< >».        

     Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков.                    

     В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки - соответственно [б] и [п], но они представляют   одну и ту же фонему. В данном случае это фонема < б >, которая определяется   по сильной   позиции звука.

     А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.

     Понятие фонемы – одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно  не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.

     С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развивающего обучения Давыдова-Эльконина, где представление о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв, и усвоить представления, что буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема – это обобщенное понятие звука.

 

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?

     Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим - рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозначать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заимствовали и совершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удобнее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ориентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Константин (в монашестве Кирилл).

     Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонематическое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту самую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слышим. Слышим [дуп] – и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», потому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].

     Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фонем, из них 34 согласных и 5 гласных.

       Согласные фонемы - <п>, <п’>, <б>, <б’>, <м>, <м’>, <ф>, <ф’>, <в>, <в’>, <т>, <т’>, <д>, <д’>, <с>, <с'>, <з>, <з’>, <ц>, <н>, <н’>, <л>, <л’>, <ш>, <ш’>, <ж>, <ж’>, <ч’>, <р>, <р>, <р’>, <й>, <к>, <г>, <х>.   

     Не являются фонемами мягкие согласные [г’], [х’], [к’]. Звуки [г’], [к’], [х’] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Считается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воздействием позиции.

   Гласные фонемы – <а>, <о>, <э>, <у>, <и>.

   Не является фонемой гласный звук [ы]. Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими на долю гласных фонем: не может стоять в начале слова.

 

Урок 8. Особенности русского алфавита.

   В русском алфавите 33 буквы: Аа [а], Бб[бэ], Вв[вэ], Гг[гэ], Дд[дэ], Ее[е], Ёё[iо], Жж[жэ], Зз [зэ], Ии[и], Йй (и краткое), Кк[ка], Лл[эль], Мм[эм], Нн[эн], Оо[о], Пп[пэ], Рр[эр], Сс[эс], Тт[тэ], Уу[у], Фф[эф], Хх[ха], Цц[цэ], Чч[чэ], Шш [ша], Щщ [ща], ъ(твёрдый знак), ы[ы], ь(мягкий знак), Ээ (э оборотное) [э], Юю [ю], Яя [я].

   А фонем, как мы уже знаем, 39. Между числом букв и числом фонем также наблюдается некоторое несоответствие. С одной стороны, существуют буквы, которые не обозначают фонемы: ь, ъ, ы. Есть ещё я, ё, ю, е. Это буквы-слоги. С другой - некоторым фонемам вообще не повезло, например, мягким. Только две мягкие фонемы - < ч’> и <ш’> - изображаются специальными буквами ч и щ.

     Для изображения остальных мягких фонем приходиться использовать сочетания букв: мь, нь, рь или мя, ни, ре и т.п. Для этого и служат специальная буква ь и так называемые йотированные буквы я, ё, е, ю, и.  

     Наличие йотированных букв создает некоторую избыточность для изображения гласных звуков на письме. Звуки [а], [о], [э], [у] в одних случаях можно изобразить буквами а, о, э, у, в других – я, ё, е, ю.

   Йотированные буквы могут читаться как слоги, например, в начале слова или после раздельных знаков, а иногда могут произноситься как звуки [а], [о], [э], [у] и обозначать мягкость предшествующего согласного.

Ошибки взрослых. Каждая буква в алфавите имеет свое название. Необходимо добиться, чтобы дети, знакомясь с буквами, запоминали их «правильное» название: не «мэ», а «эм», не «фэ», а «эф» и т.п. Не менее важно объяснить детям, что звучание буквы не совпадает с её названием. Так, буква м (эм) в одних случаях будет звучать как [м], а в других – как [м’].

 

Урок 9. Немного истории.

     Некоторое несоответствие в русском языке между фонемами, звуками и существующими для их обозначения буквами объясняется историческими причинами. Русский алфавит произошел от старославянской азбуки – кириллицы. Однако звуковая система старославянского языка хотя и родственна русскому, все же не тождественна ему. Поэтому некоторые буквы (например, соответствующие носовым звукам, отсутствующим в русском языке, а также буквы очень трудные для письма) постепенно перестали употребляться, но из алфавита исчезли не сразу.

   Реформирование письменности, как показывает история, дело не простое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характером. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глубокого реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикальной направленностью: движение против привилегий церкви и духовенства, их господствующей роли в обществе (но не против самой религии).

     Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра 1, и царь принимал в ней активное участие. Вторая реформа (1917-1918) совпала с приходом к власти большевиков и была инициирована новой властью и новыми культурными установками.

     Обе реформы были связаны с упразднением букв и с изменением начертания некоторых знаков. В общей сложности из 43 букв кириллицы 12 были исключены, а две новые (й, ё) добавлены.

     В результате, считают историки языка, русский алфавит приобрёл «высшую степень абстракции и чистоты» (А.Зиновьев).

свернуть