Образовательный процесс

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дошкольного образования (ст.143 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников определяет образовательный стандарт дошкольного образования (ст.135 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Целью реализации содержания учебной программы дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Задачи реализации учебной программы дошкольного образования:

 формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;

формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;

обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

 приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;

 обеспечение преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников

   Специально организованная деятельность с воспитанниками – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие.

Учебный план детского сада разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.

Учебный план включает в себя:

  • перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiцце маўлення i культура маўленчых зносiн», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»;
  • количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;
  • общее количество учебных часов (игр, занятий в неделю);
  • максимально допустимую нагрузку в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах).

   Занятие с воспитанниками в учреждении дошкольного образования не отождествляется с занятием, как дидактической формой учебной деятельности, а рассматривается как увлекательный и занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организуются детьми или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность включает:

  • самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками развивающей предметно–пространственной  среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально;
  • организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

В учреждении дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 110 дней: летние - 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул специально организованные формы (игра, занятие) с воспитанниками не планируются, проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа.

Обучение и воспитание осуществляется на  русском языке. Основной язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется  учредителем учреждения дошкольного образования, с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания с наличием соответствующего грифа.

Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет и девяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.