В детский сад с радостью.

Время летит незаметно… Ваш малыш подрос и маме уже пора выходить на работу, а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей в этот период, ведь на четыре года детский сад станет частью их жизни. Поэтому первоочередная задача – это успешная адаптация вашего ребёнка к детскому саду. И помочь ему в этом — забота не только воспитателей и специалистов детского сада, а в первую очередь — это главная забота мамы и папы.
Как готовить ребёнка к детскому саду?
Адаптационные сказки.
Успешная адаптация.
Как готовить ребёнка к детскому саду?
Что ещё можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Как готовить ребёнка к детскому саду?
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
* Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в детский сад.
Например: детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду всё приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек, Ты всё сможешь посмотреть, потрогать, поиграть с этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу, что у меня интересного на работе. Многие родители отправляют своих детей в детский садик. Скоро и я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку» и выучить правила детского сада.
* Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.
* Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и уверенней будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребёнок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя уверенней.
* Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет выполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребёнком дома. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придётся говорить, просит пить. Хорошо, если ребёнок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
* Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.
* Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными них забавными предметами; красивые бумажные салфетки и лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За некоторое время вы наполните коробку. Тогда по утрам, вам проще будет отправлять ребёнка в сад – с игрушками веселее идти, и проще завязывать отношения с детьми.
* Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени. Просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
* Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.
*Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
* Помните, что на привыкание ребёнка может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Лучше, если на это период у семьи будет возможность подстроится к особенностям адаптации вашего ребёнка.
* Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
* Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.
Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
* Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую Вас , необходимо. Делайте это в личной форме или через специалистов.
* В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
* В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, я горжусь тобой. У тебя всё получится!»
* Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.
* Если через месяц Ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
* Если Вам нужна помощь, педагог-психолог детского сада ждёт Вас!
Адаптационные сказки
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно для малыша.
Эти истории помогут Вашим детям не только найти выход из сложной ситуации – отделение от семьи и адаптация к детскому саду, но и с честью выдержать это испытание, а также быть Вам благодарными за то, что именно Вы прочитаете эти истории своим детям.
1 сказка «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»
Возраст: 2-5 лет.
Направленность: Страх расставания с мамой.
Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жили-были большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убирать в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?
2 сказка «Сказка о подсолнечном семечке»
Возраст: 3 – 5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив. Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза : “Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды – дело было в конце лета – их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора! !Пора!!!» - звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые выпрыгивали из корзины. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!» - говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?» И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?» - думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис –с – с –с –с –сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалась, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? – спрашивало оно себя. – Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?»
И тут семечко решилось. «Будь, что будет!» - и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретить снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался смелым! Ведь ты остался один, и никому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения
Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
3 сказка «Лапка с поцелуем»
Маленький медвежонок Мишутка стоял на опушке леса и плакал.
- Не хочу идти в детский сад, - сказал он маме. – Я хочу остаться с тобой дома, играть со своими друзьями и игрушками. Хочу чтобы ты читала мои книжки, и качаться на своих качелях. Разреши мне остаться дома, пожалуйста.
Мама взяла Мишутку за лапку, почесала за ушком и сказала ласково:
- Иногда нам всем приходится делать не то, что хочется. Даже если это кажется нам поначалу странным и страшным. Но тебе понравится в детском саду. У тебя появятся новые друзья, ты будешь играть с новыми игрушками, тебе будут читать новые книжки, будешь качаться на новых качелях. И потом, - добавила мама, - я знаю один замечательный секрет, который поможет тебе чувствовать себя в детском саду так же хорошо, как и дома.
Мишутка утер слезы и с интересом спросил:
- Секрет? Что за секрет?
- Это старинный секрет, - ответила мама. Я узнала его от своей мамы, а она – от своей. Он называется «лапка с поцелуем».
- Лапка с поцелуем? А что это такое?
- Сейчас покажу.
Мама взяла левую лапку Мишутки и раскрыла его маленькие пальчики, как веер. Потом она наклонилась и поцеловала Мишутку прямо в середину ладошки.
Мишутка почувствовал, как мамин поцелуй побежал вверх по его лапке и добрался до самого сердца. От этого поцелуя стало горячо даже мордочке Мишутки, покрытой коричневой шелковистой шерстью.
- Теперь, - улыбнулась мама, - если ты почувствуешь себя одиноко и заскучаешь по дому, просто прижми лапку к щеке и скажи: «Мама меня любит, мама меня любит». И тогда мой поцелуй перепрыгнет тебе на щеку и наполнит тебя приятными теплыми мыслями.
Она взяла лапку Мишутки в свою и осторожно сжала его пальцы в кулачок.
- Смотри, не потеряй мой поцелуй. И не волнуйся – если ты будешь мыть лапки, поцелуй не смоется.
Мишутке очень понравилась его лапка с поцелуем. Теперь он знал, что мамина любовь навсегда останется с ним, куда бы он ни пошел. Даже в сад.
Через некоторое время Мишутка и его мама стояли напротив детского сада. Мишутка задумался. Внезапно он повернулся к маме и улыбнулся:
- Дай мне твою лапу.
Мишутка взял мамину лапу своими лапками и раскрыл ее большие, такие знакомые ему пальцы. Потом он наклонился и поцеловал маму в середину ладони.
- Теперь у тебя тоже есть лапка с поцелуем.
После этого Мишутка ласково сказал маме:
-До свидания, я люблю тебя.
Он повернулся и побежал вприпрыжку.
Мама смотрела, как Мишутка перепрыгнул через ветку дерева и вошел в детский сад.
И когда старая сова позвонила в колокольчик, собрав возле себя всех деток, мама прижала свою левую лапу к щеке и улыбнулась. Тепло поцелуя Мишутки наполнила ее сердце, которое стучало: «Мишутка меня любит, Мишутка меня любит».
Успешная адаптация.
«Счастливые родители», - говорят о тех, чьи дети легко и сразу привыкают к яслям. Но только счастливы порой не все родители. Некоторые дети долго и трудно адаптируются к детскому саду. Когда есть проблема, то само - собой возникает вопрос: «Почему?» или « В чём причина?»
Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, не интересующими его сверстниками, могут стать для ребёнка серьёзным фактором стресса. Он словно оглушён тем, что попал в новую и непривычную среду - всё здесь чужое и нет рядом самого близкого человека – мамы, с которой везде безопасно и комфортно.
Малышей пугает неизвестность. Всё новое, даже у взрослого, вызывает беспокойство, напряжение, а у кого-то сильную тревогу до тех пор, пока оно не станет привычным, т.е многократно повторённым. И тогда мы успокаиваемся, наше настроение и состояние стабилизируется.
Что бы новое превратить в привычное, т.е. чтобы процесс адаптации осуществился, требуется время. И каждому ребёнку - своё.
У каждой семьи, которая обсуждает проблему «Идти или нет ребёнку в детский сад? Когда лучше?», как правило, возникает чувство тревоги: каким – трудным, болезненным или достаточно успешным будет период привыкания ребёнка к новым условиям, незнакомым людям, режиму дня? Сможет ли малыш принять всё это без потерь для здоровья его собственного, а косвенно и близких?
И, тем не менее, мы взрослые понимаем, что в жизни ребёнка будут возникать ситуации, которые, несмотря, на повышенную стрессогенность, нужно и важно пройти. К таким жизненным ситуациям относится и приход ребёнка в дошкольное учреждение.
Помочь малышу быстро и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению – значит учесть всё до мелочей. Это серьёзная и ответственная задача, требующая знаний, умений, терпения и веры.
Уважаемые родители помните! Приход в детский сад – это период, когда ребёнок особенно остро нуждается в поддержке, участии и помощи взрослых.
Ребёнок может рассмотреть факт прихода в детский сад, как отчуждение от него, лишение его родительской любви, внимания и защиты.
При этом у ребёнка возникает душевный и физический дискомфорт, появляются чувства беспокойства, одиночества, незащищённости. Именно эти чувства выводят малыша из равновесия, вызывая бурные реакции.
Окружающие быстро замечают, что дети резко меняются: становятся плаксивыми, беспокойными, раздражительными, замкнутыми, напряжёнными, агрессивными по отношению к сверстникам, с трудом отпускают от себя родителей, близких людей.
Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности, возвратам к более ранним привычкам: ел самостоятельно, а теперь - просит что бы его кормили из ложечки, или стал сосать соску, палец, раскачиваться и т.д.
Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма. Ребятишки начинают то и дело болеть. И инфицирование здесь не главная причина. Механизм заболевания таков: непривычная среда – эмоциональный шок – снижение защитных сил – болезни!!!
Необязательно, при поступлении в детский сад малыши горько плачут, болеют, плохо ведут себя. Все детки разные. Душевный мир каждого ребёнка сложен и разнообразен: ушибленное колено, страх темноты, сломанная игрушка и многое другое травмируют его, вызывают чувства горя, обиды, боли и отчаяния. Пожаловаться взрослому, увидеть его понимающие глаза, почувствовать тепло и нежность его рук - вот те лекарства, в которых нуждается маленький человечек. И в большей степени в период адаптации.
Поскольку каждый ребёнок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптивных возможностях детей. Эти различия обусловлены наследственностью, спецификой развития в первые месяцы и годы жизни, характером семейной обстановки, и многими другими причинами. Выявлены периоды наиболее трудного приспособления к изменённой среде:
- от 8 месяцев до 1,6 месяцев;
- с 3 до 3,5 – кризисный период в развитии личности ребёнка.
Малыши первого полугодия еще не в состоянии отличать своих взрослых в семье от чужих. Они с благодарностью принимают помощь любого взрослого, который кормит и укладывает спать, обнимает, поёт и т.д. Уже с 7 месяцев малыш заметно привязан к матери, и испытывает явное беспокойство при её уходе, доходящее до чувства тоски, когда её долго нет. Эта привязанность достигает своего наибольшего значения к году. В это же время, начиная с 8 месяцев у детей начинает прослеживаться эмоционально отрицательная реакция на появление чужих взрослых, которая сохраняется до 1 г 3м и 1г 5м сходит на нет.
Когда же дети, что называется, готовы посещать ясли и могут придти туда без особых осложнений? В 2х летнем возрасте. Тогда у них уже нет страха перед незнакомыми взрослыми, а привязанность не сопровождается обострённой зависимостью от неё. Укрепляется самостоятельность малыша.
Два года, но всё - же не для всех. Существует половые различия: мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Благоприятный возраст для мальчиков – 2,5 года. В ответ на стресс при помещении в ясли мальчики болеют в 2 раза чаще девочек, а девочки в 2 р. чаще, испытывают страхи.
Относительно спокойно протекает привыкание детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него складываются избирательные взаимоотношения со сверстниками, его «манят неизведанные дали». Всё это сглаживает остроту адаптационного периода.
Хочется отметить, что характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребёнок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тётушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестёр, умеющий без проблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи. Точно зная чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идёт на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку.
Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на недельку погостить у бабушки, оставляли на попечение соседки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок.
Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах и общежитиях. Здесь ребёнок набирается житейского опыта. Самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую упорно можно стучать кулаком и даже ногой, ожидая когда впустят и окажут радушный приём. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.
Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.
В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама один на один со своим малышом. В таких условиях у ребёнка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без неё, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжёлым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
Проходит время - у каждого ребёнка своё, и адаптационный период заканчивается.
Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребёнок быстро успокаивается, расставшись с мамой, всё реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму.
Со временем он перестаёт плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Всё это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем служит спокойный сон малыша в дневное, так и в ночное время.
Специалисты выделяют три степени адаптации к яслям.
Лёгкая. При ней наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребёнка, незначительных нарушениях поведения, ухудшение сна и аппетита. Как правило, эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении.
Средняя адаптация выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Симптомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, лёгкие заболевания продолжительностью до 7-10 дней, завершающиеся без осложнений.(1 месяц)
При усложнённой степени адаптации ребёнок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на несколько месяцев. Тяжесть адаптации обусловлена частыми, повторяющимися заболеваниями с осложнениями, стойкими нарушениями поведения. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики ребёнка.
Когда адаптация оказывается неуспешной, то есть возникают те или иные нарушения, ребёнок отстаёт в развитии, нарушается в целом его психическое и физическое благополучие, ребёнок не привыкает к детскому саду, есть основания говорить о дезадаптации.
После преодоления трудностей поведение ребёнка нормализуется, он возвращает утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребёнка и для родителей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые навыки и умения. Ему нравится ходить в детский сад.
Я думаю всем интересно, как же адаптируются дети в наших первых младших группах. По данным диагностического анализа за 3 года:
- в 2014 году 90% вновь поступивших детей имели лёгкую степень адаптации,
10% среднюю; детей со сложной степенью адаптации и дезадаптированных нет;
- в 2015 году 86% вновь поступивших детей имели лёгкую степень адаптации,
14% среднюю; детей со сложной степенью адаптации и дезадаптированных нет;
- в 2016 году 88% вновь поступивших детей имели лёгкую степень адаптации,
12% среднюю; детей со сложной степенью адаптации и дезадаптированных нет;
Цифры говорят о том, что картина привыкания к нашему учреждению дошкольного образования благоприятная. Практически все воспитанники легко адаптируется к условиям детского сада.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.
Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.
Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.
Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.