Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дошкольного образования (ст. 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Требования к содержанию учебно-программной документации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников определяет образовательный стандарт дошкольного образования (ст. 135 Кодекса Республики Беларусь об образовании)
Целью реализации содержания учебной программы является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Задачи реализации учебной программы:
- формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;
- формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;
- обеспечение преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.
Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников
Специально организованная деятельность с воспитанниками – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие.
Учебный план яслей – сада разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 235 "Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования"), обновленного содержания учебной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 229 « Об утверждении учебной программы дошкольного образования») и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.
Учебный план включает в себя:
- перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiцце мовы i культура мауленчых зносiн», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»;
- количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;
- общее количество учебных часов( игр, занятий в неделю);
- максимально допустимую нагрузку в неделю на одного воспитанника ( в астрономических часах).
Занятие с воспитанниками в учреждении дошкольного образования не отождествляется с занятием как дидактической формой учебной деятельности, а рассматривается как увлекательный и занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организуются детьми или возникают с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность включает:
самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками развивающей предметно–пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально;
организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
В учреждении дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 112 дней: летние - 92 календарных дней, зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул специально организованные формы ( игра, занятие) с воспитанниками не планируются, проводится физкультурно- оздоровительная и художественно – эстетическая работа.
Обучение и воспитание осуществляются на белорусском или русском языках. Основной язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания, содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательной программы, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, в порядке, определенной частью 2 пункта 9 статьи 86 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Учебные издания, предназначенные в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования, допускаются при наличии соответствующего грифа.
Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет и девяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.