Городское методическое объединение учителей-дефектологов

 

Городское методическое объединение учителей-дефектологов

 

 Игры, игровые задания и упражнения по профилактике нарушения чтения и письма.

Основные задачи по профилактике нарушений чтения и письма у детей:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха,  языкового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильных грамматических категорий.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Все содержание коррекционной работы по профилактике данных нарушений у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.

 

 

 

 

На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определённом отрезке времени у конкретных детей.

Круги "Луллия"

 

Пособие "Подвесные стаканчики"

 

Пособие «Звуковой планшет»

Символы, модели, схемы помогают ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия как звук, слог, слово и научится работать с ними. 

Звуки мы слышим и произносим, а детям очень хочется их увидеть и тем более потрогать.

       При выборе условных обозначений для гласных звуков Ткаченко Т.А. опиралась на сиюминутное зрительное восприятие. Взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, при произнесении звука [А] рот широко открыт, поэтому символ звука [А] большой круг. При произнесении звука [И] губы   в улыбке, поэтому символ звука [И] прямоугольник и так далее.

       Для согласных звуков подбираются такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Например, корова мычит М-М-М, барабан барабанит Б-Б-Б, чайник пыхтит П-П-П, ёж фыркает Ф-Ф-Ф и т.д.   

 

Пособие «Звуковой планшет» разработан для решения следующих задач:

- развивать фонематическое восприятие;

- знакомить детей с термином «звук», «слог», «слово»;

- учить детей интонационно выделять звук в слове, подбирать картинки на заданный звук;

- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;

- автоматизировать звуки в слогах, словах;

- дифференцировать звуки схожие по артикуляции и по акустическим признакам;

Используется в работе с детьми 4-6 лет.